Как традиционные компании могут позаимствовать опыт Apple и Amazon для развития своих собственных экосистем?

Экосистема – это взаимосвязанный набор услуг, который удовлетворяет потребности в разных отраслевых сферах, но даёт при этом интегрированный клиентский опыт. Ярким примером развитой экосистемы в России может служить Сбербанк, который предлагает не только банковские услуги, но и услуги страхования, мобильной связи, доставки еды и т.д.. В настоящее время построением экосистем занялись многие компании, ведь эту возможность открыли для них цифровизация, углубленная аналитика и прочие инструменты, которые позволяют лучше понять рыночные ниши и потребности клиентов. В данной статье посмотрим на исследование McKinsey, посвящённое анализу опыта международных компаний по построению успешных экосистем.

Компании с крупнейшей экосистемой

Команда международной консалтинговой компании McKinsey изучила опыт более сотни компаний по развитию экосистем и ошибок, которые они совершали в начале. Например, им не хватало понимания всех взаимосвязей и возможностей в рамках каждого клиентского пути. Они строили экосистему не так, как это оправданно стратегически, а как им было удобно. Многим не удалось выработать общее с партнерами видение и разделить сферы ответственности, а также адаптировать оргструктуру. Но сегодня многие из этих компаний смогли учесть прошлые ошибки и шагнуть вперед. В настоящее время многие крупнейшие компании мира – это технологические гиганты, генерирующие выручку благодаря цифровым экосистемам. Крупнейшие компании с развитой экосистемой по рыночной капитализации представлены на следующем рисунке (в млрд. долларов).

McKinsey
McKinsey

Принципы построения успешной экосистемы

PROFI

Как показывают результаты исследования, успешные компании могут построить качественные экосистемы, если опираются на три главных принципа:

1. Глубокий анализ контрольных точек. Это звенья цепочки создания стоимости, в которых можно увеличить выгоду путём развития правильных навыков. Например, чтобы сделать свои сервисы более удобными для малого бизнеса, один глобальный банк выбрал две контрольных точки: регистрация и запуск, а также ежедневное администрирование бизнеса. В первом случае банк привлёк компанию-партнера, которая специализировалась на услугах по регистрации и запуску бизнеса. Что касается администрирования, банк в основном опирался на собственные силы, но для бухгалтерии и управления счетами привлёк внешнего поставщика услуг. Банк протестировал эти услуги на небольшом рынке и быстро стал привлекать новых клиентов. В итоге руководство решило масштабировать сервисы и расширять экосистему дальше.

2. Совершенствование цепочки создания стоимости. Производитель промышленных товаров решил понять, что ещё может предложить своим лояльным клиентам. Выяснилось, что клиенты слабо владеют аналитикой, и возникла идея создать экосистему партнеров, которые бы предоставляли услуги по анализу данных. Основная трудность заключалась в том, чтобы связать данные сенсоров оборудования с внешними данными и настроить их анализ. Для этого компания задействовала партнёров: крупного провайдера экономических прогнозов и промышленной информации, две компании с экспертизой в логистике на основе искуственного интеллекта (ИИ) и многообещающий стартап, который анализировал поведение покупателей промышленного оборудования с помощью ИИ. В итоге возникла экосистема, благодаря которой компания увеличила прибыль и привлекла новых клиентов за пределами профильных сегментов.

3. Организационные изменения. У банка из развивающейся страны были хорошо развитые аналитические компетенции, сильный бренд и популярные цифровые сервисы. Руководство решило дальше развивать эти преимущества и, опираясь на них, выйти в новые сегменты – электронную торговлю, путешествия, здравоохранение. Но в банке понимали, что компетенций в этих областях не хватает. Поэтому была создана отдельная организация, чтобы управлять платформой с десятками партнёров. Прошло несколько лет, и сегодня небанковскими услугами в рамках экосистемы банка каждый месяц пользуется 7 млн клиентов. Банковский бизнес также значительно вырос.

GeekBrains

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *