Кризис создаёт для организаций огромные сложности. Нужно принимать трудные решения, от которых зависят судьбы людей и выживание компании. Как показывают многочисленные исследования, инновации могут помочь успешно выйти из кризиса. В данной статье рассмотрим данный вопрос.
Кризис часто подталкивает к поиску новых идей и решений
Согласно исследованиям McKinsey, компании, которые во время кризиса направляют усилия не только на выживание, но и на инновации, потом значительно опережают конкурентов. Это наглядно отображено на следующем рисунке, где показаны самые инновационные компании по версии журнала Fast Company в течение двух лет и более (показатели приведены к уровню 2007 года).
McKinsey
Для успешных инноваций нужны глубокие изменения моделей поведения
Изменения должны проходить по разным напрвлениям, но, в первую очередь, затрагивать три аспекта.
1. Высокая скорость работы. Такая скорость часто важнее точности. Например, многие рестораны были вынуждены в одночасье придумать и внедрить цифровые меню, удалённый заказ столиков, создать «тёмные кухни» (кухня, работающая исключительно на доставку), чтобы справиться с массой онлайн-заказов.
2. Умение рисковать. Небольшие эксперименты помогают понять, какие решения работают, и затем масштабировать их. Одна каршеринговая компания решила внедрить сервис длительной «бесконтактной» аренды. Он принёс компании прибыль, потому что у неё был распределённый парк автомобилей в непосредственной близости от клиентов и аренду не нужно было оформлять в офисе.
3. Умение отбросить лишнее и сосредоточиться на главном. Сотрудники должны сосредоточиться на том, что действительно важно для клиента. Нужно убрать лишние уровни в организационной структуре, максимально использовать технологии.
Чтобы реализовать такие изменения, McKinsey рекомендует три группы шагов
1. Перераспределение ресурсов. Почти каждая организация тратит множество ресурсов на непрофильную деятельность. Их нужно перебросить на те возможности, которые приведут к росту.
2. Развитие гибкости. Во время кризиса многие процессы в силу необходимости стали более гибкими. Их нужно систематизировать и подкрепить инвестициями в цифровые технологии и продвинутую аналитику. Руководители должны на личном примере демонстрировать более гибкий подход к работе.
3. «Взлом» внутренних процессов и ускорение разработки новых решений. Важно избавиться от ненужного мониторинга и лишних точек принятия решений на пути от идеи к ее коммерциализации. Стоит отказаться от поэтапного процесса разработки — гораздо продуктивнее использовать agile-методики. При разработке продуктов нужно максимально использовать аналитику, чтобы заранее предсказывать возможные недочёты и воплощать пожелания клиентов.
Основным двигателем таких масштабных преобразований должны стать высокоэффективные команды. В составе такой команды должны быть несколько групп специалистов: эксперты, понимающие, как меняются потребности клиентов; опытные специалисты по операционной и коммерческой деятельности, готовые подвергнуть сомнению статус-кво; разработчики, аналитики и другие цифровые специалисты, готовые быстро создавать прототипы новых решений.