В McKinsey взяли шесть основных задач в работе любого CEO (главный исполнительный директор) и выделили зону исключительной ответственности первого лица. Затем была изучена база знаний, которую собрали при работе с несколькими тысячами СЕО из 70 стран и нескольких десятков отраслей, и выяснили, как самые эффективные руководители подходят к решению этих шести задач. В данной статье и поговорим об этом.
1. Корпоративная стратегия
Хорошие СЕО формулируют видение компании с учетом ожиданий заинтересованных сторон, рыночных возможностей, сильных сторон и ценностей компании. Выдающиеся СЕО меняют критерии успеха: например, не просто стать лучшим производителем в отрасли, а попасть в верхний квартиль промышленных компаний в целом. Такие целевые показатели позволяют добиться более масштабных успехов. Самые эффективные CEO раньше других решаются на смелые стратегические шаги, такие как пересмотр капитальных затрат, системные слияния или отчуждения. Они постоянно перебрасывают ресурсы в те сферы, где на данный момент больше всего возможностей для создания ценности.
2. Организационная структура
Надо определить, какие роли создают наибольшую ценность, и подобрать для них самых подходящих специалистов. Как правило, таких ролей не больше 50, и только 10% подчиняются непосредственно СЕО, поэтому важно наладить участие остальных топ-менеджеров. Выдающиеся CEO регулярно оценивают все показатели организационного здоровья (не только вовлеченность сотрудников), серьезно занимаются поддержанием стабильности и гибкости компании.
3. Команда и процессы
Эффективные СЕО постоянно оценивают, насколько оптимален состав топ-менеджмента, предотвращают подковерные игры. Также важно найти баланс между налаживанием тесных отношений, без которых не бывает доверия, и определенной отстраненностью, которая помогает принимать решения объективно.
4. Совет директоров
Эффективные СЕО выводят взаимодействие с СД на новый уровень: директора не только выполняют фидуциарные обязанности, но и помогают CEO со стратегией, технологиями, кадровыми вопросами, внешними коммуникациями. СЕО также строят неформальные отношения с директорами, помогают СД развивать собственные экспертные знания.
5. Заинтересованные стороны
Одна из задач СЕО состоит в том, чтобы программы социальной ответственности не сводились к поддержанию связей с общественностью. Стейкхолдеры хотят видеть результаты и готовы поддерживать компании, которые их демонстрируют; поэтому важно планировать взаимодействие с ними, просчитывать возможные риски, иметь план действий на случай корпоративных кризисов.
6. Личные стандарты работы
СЕО должен заниматься только той работой, которую не может выполнить никто другой, а все технические и административные вопросы делегировать компетентным помощникам. Другой важный принцип — найти баланс между уверенностью, необходимой лидеру, и излишней самоуверенностью, мешающей прислушиваться к другим мнениям. Очень полезно общаться с рядовыми сотрудниками, чтобы знать, как на самом деле обстоят дела, и иметь несколько доверенных коллег, которые могут свободно высказывать неудобные мнения.
Подписывайтесь на канал AlfaProExpert, чтобы узнать больше о карьере, заработных платах, лучших работодателях, прохождении интервью, поступлению в ВУЗ, образовании известных людей, лучших университетах и многом другом.