На какие специальности растёт спрос, а по каким наблюдается резкий спад?

В настоящее время многие говорят о росте спроса на ИТ специальности, трансформации видов работ и даже исчезновении ряда профессий. Тем не менее, важно анализировать статистику, чтобы выявлять тренды рынка труда. В этом году «СБЕР про» вместе с HeadHunter изучили данные по вакансиям в России и нашли специальности, на которые несколько лет падал спрос, а также профессии, где количество вакансий стабильно увеличивалось. В данной статье посмотрим на результаты данного исследования.

Об исследовании

В рамках исследования были взяты за основу сто самых популярных вакансий, созданных пользователями HeadHunter в 2014-2019 гг., исследователи посмотрели на динамику изменений. На базе полученных данных удалось выявить топ-10 вакансий, спрос на которые упал, и топ-10, где спрос вырос. При этом авторы исследования не стали объединять вакансии со схожим функционалом, но разными названиями, чтобы отследить, как специальности меняют названия.

Специальности с растущим спросом

PROFI

Пандемия подтолкнула рост интернет-агрегаторов такси, поэтому профессия водителя оказалась в лидерах рейтинга, также как и профессия водителей-экспедиторов. При этом вакансии «персональных водителей» резко сократились. Кроме этого, спрос на «консультантов» вырос на 218%, а на «продавцов-кассиров» на 123%. Таким образом, общение с покупателем становится важным навыком торгового персонала.

Что касается ИТ-специальностей, то в топ не вошла конкретная вакансия, но в целом спрос на ИТ-специалистов динамично растёт. Так, например, с 2014 по 2019 годы спрос на тестировщиков вырос на 128%, а программистов 1С — на 145%. Подробнее топ-10 специальностей с растущим спросом со стороны работодателей представлен на следующем рисунке.

Платформа «СБЕР про»
Платформа «СБЕР про»

Специальности с падающим спросом

Четыре из десяти «исчезающих» вакансий связаны с маркетингом и продвижением, всё реже ищут менеджеров по продаже и покупке рекламных площадей, бренд-менеджеров и пиарщиков. Это связано с развитием digital-каналов, поэтому в маркетинге трансформируется и расширяется функционал профессий, например появляются вакансии digital-маркетолога, brand communications, SERM-специалиста.

Вакансия «кассир» также оказалась в топе исчезающих (−51% за шесть лет), работодатели теперь ищут «продавцов-кассиров». Спрос на медицинских представителей упал на 21%. Аналитики связывают это с тем, что представители фармы всё больше переводят работу с врачами в онлайн.

Снижение числа вакансий «генеральных директоров» связано с тем, что теперь такие вакансии называют «СЕО», также как «секретарей» стали называть «администраторами». Подробнее список специальностей с падающим спросом представлен на следующем рисунке.

Платформа «СБЕР про»
Платформа «СБЕР про»

Вывод

За последние несколько лет российский рынок труда трансформируется, и изменяется структура спроса на вакансии. По ряду вакансий наблюдается просто изменение названия должностей, но для большинства это изменение функционала профессии, как, например, это происходит в маркетинге.

GeekBrains

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *