Глобальная пандемия заставила автопроизводителей пересмотреть свой бизнес. Во время кризиса многие автопроизводители отправили сотрудников в отпуск, а дилерские центры надолго закрывались. По оценкам международной консалтинговой компании McKinsey, прибыль 20 крупнейших мировых автопроизводителей в 2020 году упала на 100 млрд долларов – почти на 6% по сравнению с 2018 годом. Чтобы преодолеть кризис, автомобильным компаниям придётся кардинально меняться. В этой статье посмотрим на результаты международного исследования и сделаем выводы, каких изменений стоит ждать в автомобильной отрасли.
Развитие цифровых каналов продаж. Американский производитель электромобилей нарастил продажи в Китае на 10%, хотя авторынок в целом упал на 80%. Это удалось сделать благодаря удобному онлайн-магазину, бесконтактным тест-драйвам и продуманной системе доставки. Стоит посмотреть и на опыт других отраслей. Например, немецкая компания, продающая одежду по каталогам, создала онлайн-платформу и сделала акцент на персонализированных предложениях и цифровом маркетинге. Сегодня компания получает 75% выручки через мобильное приложение. Цифровые технологии будут активно развиваться и при продаже автомобилей.
Появление новых продуктов, которые выходят за рамки обычной продажи автомобилей. Всё меньше людей готовы тратить большие суммы на покупку автомобиля. Нужны более гибкие предложения, например краткосрочный лизинг от производителя. Также будут появляться услуги по подписке, позволяющие подключить дополнительные функции, – подогрев, автопилот и т. д..
Формирование новых партнёрств. Развитие автономных машин, электромобилей и других технологий требует огромных ресурсов. Поэтому автопроизводителям нужны партнёры – даже среди конкурентов. В других отраслях есть опыт такого успешного сотрудничества. Например, в начале 2019 года одна из крупнейших технологических компаний открыла доступ к своим стриминговым сервисам с устройств конкурента.
Будет меняться система поставок. Во время пандемии автопроизводители поняли, насколько важно не зависеть от поставок из одной страны – в частности, Китая. Многие уже частично закупают запчасти в близких регионах или привлекают внутренних поставщиков.
Поменяется подход к составлению бюджета. Будет пересматриваться структура расходов с учётом удалённого или гибкого графика работы. Отказ от годичного графика составления бюджета поможет динамичнее перераспределять ресурсы. Сам бюджет нужно составлять ориентируясь на минимум ресурсов, требуемых сейчас, а не на основе прошлых лет.
Вывод
Текущие изменения будут корректировать подходы к управлению процессами в автомобильной отрасли. Сотрудникам отделов продаж будет недостаточно просто вести живую беседу в дилерских центрах, придётся развивать цифровые навыки. Руководителям автопроизводителей будет важно привлекать стратегических партнёров и предлагать новые продукты на рынке. Изменения в ежедневной деятельности потребуются и от финансовых департаментов, и от логистов.