Как меняются компании химической промышленности? Исследование McKinsey

После десяти лет уверенного роста химическая промышленность начала сдавать позиции. В McKinsey изучили, что 100 ведущих игроков отрасли делали в 2018–2019 годах, чтобы приспособиться к этим отраслевым изменениям. В данной статье поговорим о результатах этого исследования.

Около половины компаний оптимизировали корпоративный портфель

Компании химической промышленности провели новые слияния и поглощения, продали или закрыли отдельные активы, – или же портфель продуктов (например, перешли на продукты с более высокой маржой). Около четверти компаний начали реструктуризацию и внедряют новые операционные модели. Только 15% занялись повышением эффективности, в том числе операционной. Полезный подход к такой оптимизации и поиску новых источников стоимости – сформулировать свой «бизнес-архетип» и отталкиваться от него при разработке конкретных мер.

Четыре «архетипа» или фундаментальных стратегий

PROFI

1. Технологическое лидерство и стратегия «проталкивания». У таких компаний есть уникальные предложения, которые стимулируют инновации на рынке, формируют потребности клиентов, задают новые отраслевые стандарты.

2. Стратегия «притягивания». Такие игроки адаптируют продукты под потребности клиентов на разных рынках.

3. Ставка на конечного потребителя – максимальная клиентоцентричность, внимание к потребностям своих клиентов.

4. Ставка на эффективность: сотрудничество с множеством клиентов на разных рынках, максимальная операционная эффективность, минимизация расходов.

«Архетип» конкретной компании зависит от массы факторов, включая инвестиции в исследования и разработки, капиталоёмкость производства и модели взаимодействия с потребителями. Но при выработке новой операционной модели практически все химические компании могут опереться на несколько основных принципов, о которых подробнее поговорим в следующем пункте.

Оновные принципы

Пересмотр портфеля продуктов с учетом «архетипа», т. е. логики создания стоимости и ценностного предложения. Если ставка сделана на сокращение расходов, стоит убрать из портфеля наиболее наукоёмкие продукты. Компаниям, претендующим на технологическое лидерство, нужно отказаться от коммодизированных продуктов и сделать упор на инновации, требующие больших вложений в исследования.

Минимизация расходов и управление эффективностью. Целевые показатели затрат нужно определить исходя из оценки «с нуля» и уровня затрат конкурентов. Эти показатели нужно постоянно отслеживать, что поможет целенаправленно внедрять операционные изменения.

Чёткое распределение ролей и обязанностей и правильная постановка показателей эффективности.Это делает небольшая группа руководителей, которая учитывает мнения всех заинтересованных сторон. Разные операционные модели требуют разных стилей управления, поэтому важно правильно подобрать исполнителей для внедрения новой модели.

GeekBrains

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *