Пандемия нанесла мощный удар по авиаперевозкам. По оценкам McKinsey, в апреле — мае 2020 года пассажиропоток упал на 95% по сравнению с предыдущим годом, а за весь 2020 год отрасль потеряла порядка 370 млрд долларов выручки. В данной статье поговорим о выводах McKinsey относительно того, как быстро отрасль сможет восстановиться.
Эффект пандемии оказался более долгосрочным, чем предполагалось, но есть и позитивные моменты
Глобального обрушения рынков удалось избежать, цены на активы относительно стабильны, с балансовой отчетностью авиакомпаний в целом дела обстоят неплохо. При пессимистичном сценарии спрос на авиаперевозки не восстановится ранее 2024 года, но уже сейчас сегмент туристических поездок растет быстрее, чем бизнес-сегмент. А более оптимистичный сценарий позволяет надеяться на оживление уже к концу 2022 года. Впрочем, чтобы вернуть в строй пилотов и суда после простоя, потребуются время и ресурсы, так что объем перевозок начнет расти лишь в 2023 году.
В среднесрочной перспективе структура спроса существенно изменится
Уже сейчас снижается количество рейсов на одном направлении, растет объем грузовых перевозок, что означает спрос на более вместительные воздушные суда. Инвестиции в дальнемагистральные широкофюзеляжные суда, однако, будут снижаться — такие суда были убыточны еще до пандемии и работали во многом за счет субсидий. Возрастает важность топливной эффективности, экологичности и удобства пассажиров (например, Wi-Fi, более вместительные багажные полки).
Что будет с авиатранспортом?
Что касается более отдаленного будущего, то электрификация, рост емкости батарей, развитие искусственного интеллекта и другие перемены создают условия для нового, персонализированного авиатранспорта. Сегодня есть уже около 250 компаний, работающих на этом направлении, и больше десяти уже накопили достаточное финансирование.
Для того, чтобы защититься от неопределенности и последствий пандемии авиакомпании могут внедрить более короткие циклы планирования, более гибкие модели работы, новые принципы ценообразования, учитывающие изменения в настроениях пассажиров и новые источники данных.