Как выросли цены на социально значимые продукты? Сравниваем рост цен с данными официальной инфляции

В последнее время часто можно услышать про ускоряющийся темп инфляции. Этот термин отражает обесценение денег по причине роста цен. Согласно официальным данным с осени 2020 года инфляция начала превышать таргет Центарального Банка в 4%. Так, в июне 2021 года рост цен увеличился с 6 до 6,5%, а к августу достиг 6,7% год к году, приблизившись к максимумам пятилетней давности. Тем не менее, многие заметили более высокий рост цен на продукты в магазинах. В данной статье посмотрим на результаты исследования FinExpertiza.

Стоимость социально значимых продуктов выросла в 2,7 раза сильнее инфляции

Правительством определены социально значимые продукты, в их перечень входят недорогое мясо, курица, рыба, масло, молоко, хлеб, крупы, овощи и другие базовые доступные товары. В марте 2021 года цены на социально значимые продукты питания выросли относительно марта 2020 года в среднем на 15,6%. Таким образом, рост цен на базовые продукты в два раза обогнал продовольственную инфляцию (в марте составила 7,6% в годовом выражении) и в 2,7 раза — общий индекс потребительских цен на все товары и услуги (5,8%).

Какие социально значимые продукты выросли в цене больше всего?

PROFI

Из 24 социально значимых продуктов сильнее всего подорожал картофель — на 58,1%, что в 10 раз превышает инфляцию. Далее по динамике роста цен следуют морковь (подорожала в марте на 48,2% в годовом выражении), сахар-песок (+47,5%), куриные яйца (+32,1%), гречневая крупа (+31,6%), подсолнечное масло (+26,8%), курица (+18,6%), мука (+14,2%), рис (+13,4%) и яблоки (+12,1%).

Единственными двумя товарами в списке, цены на которые снизились, стали белокочанная капуста (-1,8% в среднем по России) и пшено (-6,2%). Впрочем, от региона к региону динамика цен на эти продукты крайне разнилась — от падения на 30% до роста на 33,7% для капусты и от падения на 24,3% до роста на 21% для пшена. Подробнее изменение цен на социально значимые продукты можно наблюдать на следующем рисунке.

FinExpertiza

FinExpertiza

Регионы с максимальным ростом цен на социально значимые продукты

Существеннее всего — на 19-21% — социально значимые продукты подорожали в Пензенской области, Рязанской области, Северной Осетии, Липецкой области, Воронежской области, Чувашии, Нижегородской области, Кабардино-Балкарии, Калужской области и Марий Эл. Цены росли быстрее преимущественно в небогатых регионах, жители которых тратят значительную часть личного бюджета на еду. В результате инфляционные процессы особенно сильно ударили по малообеспеченным слоям населения, загнав их в «ловушку бедности».

FinExpertiza

FinExpertiza

Как отмечается в исследовании, небогатые домохозяйства вынуждены приобретать базовые продукты даже несмотря на их серьёзное подорожание, в результате инфляционные процессы сильнее ударяют как раз по малообеспеченным слоям населения, которые начинают тратить всё больше денег на всё более дорогую еду, тем самым оказываясь в ловушке бедности.

P.S. Подписываетесь на канал Women&Money, чтобы узнать о дополнительных возможностях заработкаобоснованности финансовых решенийнедвижимости и инвестициях.

GeekBrains

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *