В последние годы закупки, цепочки поставок и производство всё чаще страдают от дестабилизирующих внешних факторов. В их числе — изменение климата, политические события, появление новых технологий, а теперь ещё пандемия и усиление регионализации вследствие закрытия границ. Для того, чтобы справиться с такими изменениями необходимо оптимизировать операционную деятельность. Об этом и поговорим в данной статье.
Почему оптимизация критически важна?
Глобальный институт McKinsey подсчитал, что негативные финансовые последствия текущих перемен в ближайшие десять лет могут быть эквивалентны потере 45% годовой прибыли компаний. Сильнее всего пострадают аэрокосмическая, автомобильная, горнодобывающая и нефтяная отрасли. В то же время потрясения создают возможности для роста. Например, в первые три месяца пандемии объемы электронной торговли выросли примерно так же, как за предыдущие 10 лет. Чтобы подготовиться к таким потрясениям и всерьез воспользоваться новыми возможностями, стоит усовершенствовать операционную деятельность на пяти основных направлениях.
Пять основных направлений улучшений
1. Цепочки поставок. Здесь важно более внимательно следить за потребностями клиентов; это поможет быстрее и более адекватно реагировать на изменения спроса. Для высокомаржинальных продуктов необходимо точное планирование сценариев и стресс-тестирование операций. Кроме того, нужно повышать устойчивость цепочек поставок к политической и экономической волатильности: искать альтернативных поставщиков для критически важных компонентов, иметь резервные производственные мощности на случай изменения спроса и запасы на случай срыва поставок.
2. Усиление сотрудничества и взаимодействия как внутри компаний (например, между операционными и коммерческими бизнес-единицами), так и с поставщиками и клиентами.
3. Масштабное внедрение цифровых инструментов для прогнозирования спроса, выявления и смягчения рисков, оптимизации цепочек поставок и каналов дистрибуции, а также для управления исключениями (например, при неожиданном изменении спроса).
4. Стратегический подход к снижению расходов. Многие компании рассматривают оптимизацию расходов на продукт как простое снижение затрат на его базовые элементы и не учитывают возможные риски — например, затраты на гарантийное обслуживание или репутационные риски в случае снижения качества. Цифровые инструменты позволяют избежать такого однобокого подхода: с их помощью можно комплексно оценить совокупную стоимость владения и сопутствующие риски.
5. Изменение методов работы, включая более активное удалённое взаимодействие с поставщиками, наращивание локальных компетенций, снижение иерархичности оргструктур и развитие кросс-функционального взаимодействия.
Подписывайтесь на канал AlfaProExpert, чтобы узнать больше о карьере, заработных платах, лучших работодателях, прохождении интервью, поступлению в ВУЗ, образовании известных людей, лучших университетах и многом другом.